Генезис экономической теории

Американец Торстен Б. Веблен является автором теории социально-психологического институционализма. Т. Веблен отмечал, что в доисторические времена (первобытное общество) социальные институты только зарождатись, а социальное регулирование осуществлялось на уровне инстинктов, главные из которых — инстинкт мастерства, родительского чувства и праздного любопытства. Но и для других стадий человеческой цивилизации (ремесленное и машинное производство) эти инстинкты имеют основополагающее значение.

Представитель американской экономической науки Джон Р. Коммонс — автор теории социально-правового институционализма. Коммонс полагал, что основой экономического развития являются юридические отношения. Американский ученый Уэсли К. Митчелл яатялся представителем школы конъюнктуроведения — модификации институционализма. Митчелл утверждал, что человеческие инстинкты вполне могут служить категориями экономического анализа. Этот ученый систематизировал большой фактический материал и сформулировал методы прогнозирования количественных изменений в экономике.

В последние три десятилетия получила развитие и новая разновидность институционализма — неоинституционализм, или новая институциональная экономика. Предметом ее исследования стати новые области экономического анализа — теория трансакционных издержек, экономическая теория прав собственности (Ронатьд Коуз, США), теория общественного выбора (Джеймс Бьюкенен, США) и некоторые другие направления.

Рассматривая этапы эволюции экономической теории, нельзя не остановиться на работах теоретиков экономического либерализма XX в. австрийского профессора Людвига фон Мизеса и его блестящего ученика австро-американского профессора Фридриха Августа фон Хайека.

Научное творчество Мизеса отмечено широтой интересов и глубиной экономического анализа. Перу этого апостола экономического либерализма принадлежат «Теория денег и кредита*, «Социализм», «Либерализм», «Критика интервенционизма», «Всемогущее правительство: происхождение тоталитарного государства и тотальной войны», «Человеческие действия: трактат об экономике», «Эпистемологические проблемы экономики», «Основания экономической науки: очерки методологии» и др. работы.

По мнению Мизеса, социализм, то есть централизованно планируемое хозяйство с регулируемым правительством рынком и устанавливаемыми сверху ценами, не может долго просуществовать. В таких условиях невозможен экономический расчет, поскольку цены не отражают спроса и предложения и перестают служить указателем, в каком направлении следует развиваться производству, чтобы обеспечить экономическое равновесие. А это значит, что регулировать экономику в целом правительство на самом деле не может, и «регулируемая экономика социализма» на самом деле становится царством произвола составителей плана, иными словами, планируемым хаосом.

Мизес аргументированно обосновал вывод о том, что единственной разумной экономической политикой для современного индустриального общества может быть только либерализм, предоставление полной свободы выступающим на рынке товаропроизводителям. Абсолютными основаниями цивилизации являются, по Мизесу, разделение труда, частная собственность и свободный обмен.